Государственные программы Республики Карелия и программы в сфере финансов

Программа оздоровления государственных финансов Республики Карелия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Карелия на 2016-2018 годы

Оздоровление региональных финансов – ориентир бюджетной политики Карелии

В Карелии разработан проект программы оздоровления региональных финансов. Министр финансов республики Ирина Ахокас рассказала, по каким направлениям будет реализована программа, и какой результат ожидает получить карельское Правительство.

Нужна комплексная программа

- Ирина Илмаровна, в последнее время на разных площадках звучат мнения о том, что Карелии нужна программа оздоровления финансов. Это действительно так? Почему назрела такая необходимость?

- Минфин России рекомендовал разработать такие программы ряду российских регионов. В Карелии процесс подготовки проекта начался еще осенью прошлого года.

Программа оздоровления государственных и муниципальных финансов Карелии действительно нужна. За последние три года накопились проблемы, связанные со сбалансированностью регионального бюджета. Мы намерены их преодолеть, но нужен комплексный подход.

- В чем, по Вашему мнению, источник этих проблем?

- Это целый ряд факторов, связанных со сложной экономической ситуацией в стране и республике. С одной стороны, наблюдается сокращение доходов регионального бюджета. Поменялись «правила игры» по уплате налога на прибыль организаций, вследствие чего бюджет Карелии несет ощутимые потери.

С другой стороны, изменились приоритеты государственной политики. На федеральном уровне были приняты решения, которые увеличили обязательства субъектов России – по повышению зарплат педагогам, врачам, медицинскому персоналу, социальным работникам, работникам культуры, а также по решению проблем ветхого жилья, по модернизации здравоохранения и образования. В Карелии, соответственно, были значительно увеличены расходы, направляемые в социальную сферу, для которой это, безусловно, произвело положительный эффект. Но эти меры в основном обеспечены за счет заимствований, что в результате привело к росту государственного долга республики.

Бюджетный эффект вместо сокращения расходов

- Принятие программы позволит карельскому Правительству по-прежнему рассчитывать на помощь федерального центра?

- Мы ожидаем, что ответственные решения в бюджетной политике в Карелии станут для федеральных органов власти аргументом для дальнейшего сотрудничества и оказания поддержки республике.

- К ответственным решениям относится сокращение бюджетных расходов?

- Это не является нашей целью. Цель программы – обеспечить сбалансированность регионального бюджета. Ее достижение требует принятия нестандартных решений и строгого контроля за их реализацией. От этого зависит результат, к которому стремится Правительство региона – повышение качества жизни населения Карелии.

Нам необходимо сократить государственный долг и решить проблемы дефицита бюджета. Направленный на это комплекс мер можно определить термином «бюджетная консолидация», который все чаще используется в финансовом сообществе. Она реализуется двумя способами: либо через оптимизацию расходов, либо через увеличение поступлений налоговых и неналоговых источников.

Минфин республики не стремится просто сэкономить расходы бюджета. Совместно со всеми участниками бюджетного процесса предстоит провести большую работу, во-первых, по повышению качества оказания услуг в социально значимых сферах; во-вторых, по повышению эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений. Все это позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на ключевых отраслях экономики региона, в частности, в сферах образования, культуры, здравоохранения и социальной поддержки нуждающихся граждан.

- Что конкретно изменится в системе мер соцподдержки?

- Мы должны сконцентрировать и увеличить ресурсы на поддержку самых незащищенных слоев населения Карелии.

В настоящее время в региональном бюджете практически пятая часть расходов предусмотрена на оказание социальной помощи жителям республики. Она оказывается более чем по 50 направлениям, которые порой дублируют друг друга и не учитывают уровень нуждаемости граждан. К критериям нуждаемости относится как состояние здоровья, возраст и статус гражданина, так и уровень его доходов. В Карелии получателем социальной поддержки является практически каждый второй житель республики. Средний уровень доходов, а также рост доли граждан, входящих в группу с наименьшими денежными доходами, дают основание оценивать систему мер социальной поддержки граждан, сложившуюся в республике, как несовершенную. Это подтверждается данными официальной статистики.

В целом ситуация характерна для ряда российских регионов. Поэтому в конце прошлого года Президентом страны был подписан указ о предоставлении субъектам Российской Федерации права самостоятельно вводить критерии нуждаемости при определении мер социальной поддержки, начиная с 1 января 2016 года. При этом внедрение критериев постепенно началось еще в 2014 году. Суть заключается в перераспределении бюджетных средств в пользу тех граждан, которые действительно нуждаются в социальной поддержке. И мы отразили это в проекте программы оздоровления региональных финансов, опираясь на федеральные нормы.

Особо подчеркну, что основная задача – это не отмена каких-либо льгот, а переориентация мер социальной поддержки на нуждающихся граждан, чей уровень доходов ниже сложившихся в среднем по республике показателей.

Новые налоговые правила

- Значительное место в программе занимает налоговое регулирование. Какие перемены ожидаются в этой сфере?

- В Карелии уже на протяжении нескольких лет реализуется такой механизм, как оценка эффективности установленных в регионе налоговых льгот. В частности, учитывается степень их влияния на экономический рост. На основе этой оценки делается вывод – продлевать или отменять пониженные налоговые ставки. В случае выявления неэффективных налоговых льгот, принимается решение об их оптимизации. Речь идет, прежде всего, о льготах, которые не стимулируют предпринимательскую активность. Также это те льготы, которые были направлены на помощь бизнесу, и с момента их установления прошло более трех лет. Теперь логично ставить вопрос об адекватной бюджетной отдаче получателей льгот.

В то же время, резкого скачка налоговых ставок мы не допустим. Это поэтапный процесс.

Также отмечу, что, исходя из предложений на федеральном уровне, в перспективе мы рассматриваем возможность постепенного отказа от механизма льгот и замены их, при экономической целесообразности, адресными субсидиями.

- Меняются также правила уплаты имущественных налогов. Как это отразится на владельцах недвижимости?

- Следует сказать, что эти изменения предусмотрены Налоговым кодексом России, которые уже вступили в силу. Мы учли это при разработке программы.

Система имущественных налогов включает в себя такие налоги, как налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог. Изменения касаются каждого из перечисленных видов налогов.

По налогу на имущество организаций предусматривается переход на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости для крупных торговых и офисных центров, предприятий общественного питания.

Претерпит изменения механизм уплаты налога на имущество физических лиц – он будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объекта имущества. Этим правом уже пользуются 49 регионов России. Поясню, с чем это связано. В стране сложилась несколько парадоксальная ситуация: по объектам недвижимости, построенным после 1 января 2013 года, не формируется инвентаризационная стоимость. Таким образом, владельцы новой недвижимости не уплачивают налог на имущество, то есть фактически «выведены» из-под налогообложения. Теперь же Налоговым кодексом предусмотрено изменение механизма, который обеспечит равенство налогообложения.

Что касается сферы земельных отношений, необходимо вовлекать в оборот максимальное количество земельных участков на всей территории республики. Это тоже предусмотрено в программе.

Наряду с этими мерами, будет совершенствоваться региональное законодательство в части администрирования неналоговых доходов бюджета. Особое внимание необходимо обратить на систему взимания платежей за использование земельных участков и государственного имущества.

В долгу не останемся

- У Карелии значительный долг, который необходимо погашать. Какие меры будут приняты в рамках программы?

- Долговая ситуация сейчас действительно сложная, не только в нашей республике, но и в ряде других регионов. Вместе с тем, нет необходимости за один-два года вернуть всем кредиторам заимствования, сократив их до нуля. Наша задача – свести к минимуму все риски, связанные с долговой нагрузкой. Прежде всего, нужно работать над структурой долга.

Кроме того, мы распределим график погашения долга на равномерные суммы в течение длительного срока и, таким образом, снизим риск рефинансирования обязательств.

Еще одна важная задача касается управления процентными расходами. К примеру, планируется использование возобновляемых кредитных линий, с помощью которых можно привлекать и возвращать заимствования, исходя из потребностей и возможностей бюджета.

Этот комплекс мер позволит сохранить уровень госдолга на безопасном и управляемом уровне и существенно сократить процентные расходы бюджета.

И, разумеется, мы исключаем любые случаи неисполнения обязательств.

 

- Благодарим Вас за интервью, Ирина Илмаровна.

- Спасибо.

Интервью опубликовано на сайте информационного агентства "Карелинформ"

http://karelinform.ru/article/business/76666/ozdorovlenie_regionalnyih_finansov__orientir_byudjetnoy_politiki_karelii


USD 56.94 down -0.0869
EUR 61.81 down -0.1513

Результаты / Архив опросов

1022_157_small.gif banner_190x62.gif Официальные сайты РФ МинФин РФ Карелия официальная 6.png SetWidth207-baner.jpg 100RK.jpg ksp.png gkk.png